19.08.2011

Иван Бубнов. Соло на бизнесе. Философия заядлого фрилансера




Эта книга вызвала у меня однозначное сожаление и разочарование. Приобретя и прочитав эту книгу, я зря потерял и время и деньги, так как решительно не приобрел практически ничего полезного, кроме длинных, нудных и бессмысленных рассуждений о работе соло. Да, автор демонстрирует свою разнообразную эрудицию обо всем на свет и пиарит сам себя. Но зачем эта его демагогия нужна мне и другим читателям, непонятно.


Я не сразу обратил внимание, что автор книги «Иван Бубнов — бизнес-тренер, персональный коуч, дипломированный консультант по управлению и организационному развитию с десятилетним стажем». Почитав его книгу, я понял, что таких людей следует сторониться и избегать. Все эти консультанты, тренеры и коучи заполнили своим унылым присутствием всё кругом: они круглосуточно вещают какую-то муть на телеканале «Успех», пишут тонны книг, проводят бесчисленные семинары и читают популярные лекции для лохов. Вся эта суета, как я понимаю, нужна исключительно им самим для маркетинга собственной персоны и своих платных услуг. В глазах всяких олухов и лузеров они, наверное, выглядят крутыми экспертами и специалистами. Если консультант требует с лохов за участие в недельном семинаре по 1000 баксов, он, наверное, воспринимается ими как очень успешный лидер, у которого следует поучиться бизнесу.

Я воспринял эту книгу главным образом как самопиар, от которого читателю, желающему приобщиться к бизнесу, мало пользы. Разумеется, у такого автора книги есть свой сайт: http://www.bubnov.ru/

До сих пор не могу проплеваться от этой дрянной книги. А ведь в нашей стране, где миллионы людей после неожиданного перехода к капитализму оказались между двух стульев, обучающие и помогающие книги просто необходимы. Но только нормальные, честные книги про аутсорсинг и работу фрилансером, когда над твоей головой нет никакого начальника, и ты вовсе не визжишь от восторга из-за обрушившейся на тебя свободы, а должен сам планомерно и настойчиво искать и находить себе работу, зачастую трудясь прямо дома, в окружении родных и близких. И это бывает нелегко. Такого рода знания, как обрести независимость и создать самому себе работу, совершенно необходимы для обретения психической уверенности и спокойствия, особенно людям после 40 лет, когда новую хорошую работу по найму найти почти невозможно, а старая стала невыносимой. Почти каждый человек может стать сам себе работодателем, если обладает хоть какими-то знаниями, рабочим опытом, контактами и связями. А если таких знаний и опыта нет, новую профессию никогда не поздно приобрести, ориентируясь на рыночный спрос и личные предпочтения.

Признаюсь, я уволился со своего последнего постоянного места работы на почтовом ящике в Смоленске еще в мае 1990 года. С тех пор я работал только как предприниматель, а когда две мои фирмы в результате гайдаровских реформ обанкротились (у госпредприятий не стало денег, чтобы покупать мою продукцию), я зарегистрировался как частный предприниматель и с тех пор работаю только по договору. Среди видов деятельности знакомый юрист посоветовал мне написать в патенте «преподавание, консультирование, создание произведений искусства и науки». И это мне очень пригодилось: все гонорары за мои книги и другие подобные работы бухгалтеры были вынуждены переводить на мой счет, не облагая никакими налогами. Сам я свой бизнес без труда превращал в отчетности налоговикам в почти убыточный, относя на расходы все, что только возможно: и приобретение новых компьютеров, и поездки в за границу. А как же иначе можно побывать на компьютерной выставке CeBIT в Ганновере или собрать сведения о баварском пиве? Собственно говоря, и счета за пиво в пивбарах тоже следовало бы относить на убытки, но до такой наглости я не дошел.

Даже когда я был главным редактором двух журналов, это никак не отражалось в моей трудовой книжке. И теперь я работаю точно так же — по договору с компаниями и частными лицами. Нахожу аутсорсинг для компаний, то есть не состою в их штате, но периодически выполняю для них профессиональную работу и при этом сам назначаю размер оплаты за свои услуги (а умею я только писать, фотографировать, выступать перед публикой, редактировать тексты и оптимизировать сайты). Таким образом, я уже более двадцати лет работаю соло фрилансером или внештатником. И такая жизнь мне нравится. Мне не нужно ездить куда-то по утрам на работу в переполненном метро.

Когда я пишу статьи для журналов или книги по договорам с издательствами, это тоже всегда сольная работа по договору. Таким путем вполне можно достойно зарабатывать на жизнь, хотя совсем не так, как об этом пишет Иван Бубнов в своей книге. Признание клиентов приходит со временем, авторитет накапливается постепенно, его можно капитализировать, так как я сам решаю, с кем мне работать приятно и интересно, и хочется ли продолжать сотрудничать и дальше, а с кем у нас нет ничего общего.

А Иван Бубнов советует зачастую полную чепуху. Например, он рекомендует начинающему фрилансеру заранее определить, сколько он хочет зарабатывать за год и сколько будет тратить. И на основании этого подсчета определить стоимость собственных услуг и труда. Может быть, теоретически это и верно. Но в жизни так не бывает. Как не бывает и многого другого, о чем вещает этот самоуверенный бизнес-тренер и коуч. Мне лениво даже перечислять остальные глупости, обнаруженные мною в его книге.

Я придерживаюсь совершенно иной философии в работе соло. Полагаю, что фрилансер и предприниматель должен ставить перед собой посильную задачу методично создавать множество источников дохода. Минимум раз в год надо создавать один прибыльный новый бизнес-проект, а затем развивать его и поддерживать. Например, каждую новую книгу профессиональный писатель может рассматривать как отдельный бизнес-проект: для нее надо найти издателя, раскрутить, быстро продать, затем переработать, переиздать и т.д. Или надо создать новый аутсорсинговый контракт с новой компанией.

Ругая книгу Ивана Бубнова, я знаю, о чем говорю. Мне известно, что есть намного более ценные и интересные книги на эту тему. В книжном магазине Amazon.com я приобрел полдюжины книг о работе соло и с огромным интересом прочитал их, хотя, разумеется, эти американские книги написаны на основе американских реалий и отражают их особенности жизни и быта, которых у нас нет. Из числа этих книг следующие оказались самыми интересными и произвели на меня сильное впечатление. Я регулярно обращаюсь к ним и кое-что перечитываю. Вот эти книги.
Solo success by David Perlstein
Вдохновляющая книга рассказывает о нелегкой судьбе сотрудника рекламного агентства, который был уволен по сокращению штатов, но не сдался, а стал работать соло из дома и преуспел. Не сразу, но через пару лет он уже зарабатывал больше, чем когда работал по найму. В этой документальной книге подробно описаны все обстоятельства работы Дэйвида Пёрлстайна, его переживания, непростые семейные отношения и источники доходов.
The Perfect Business by Michael LeBoeuf
Очень нехитрая по своей идее книга, побуждающая людей бросить свою постылую работу по найму и организовать у себя дома сольный SOHO-бизнес, в котором нет наемных работников, никому не надо платить зарплату, где никакой начальник не будет ничего вам указывать и трепать нервы. Раньше автор книги Майкл Лебёф, миллионер, жил в Новом Орлеане и часто выступал с лекциями на эту тему. Интересно, где он теперь, после урагана «Катрина»?
Working solo by Terri Lonier
Книга этой дамочки, Терри Лоньер, очень практическая: она скрупулезно описывает разные возможные виды бизнеса, которые можно выполнять соло и зачастую прямо из собственного дома. Отличное практическое руководство. Как и что надо делать, где искать клиентов и заказы, как получать доход, откуда взять стартовый капитал и пр. Ничего подобного нет на русском языке. А жалко!
Homemade Money by Barbara Brabec
Разумеется, это не толстенное пособие предназначено вовсе для фальшивомонетчиков. Это отличное подробнейшее руководство как выбрать и создать свой домашний бизнес, как им управлять, продвигать на рынок и умножать его доходы. В сущности, это настоящая библия для начинающих бизнесменов, работающих дома.

Увы, в отличие от России, где капитализм служит главным образом целям обогащения олигархов и банкиров, в США есть развитая государственная инфраструктура из множества различных организаций, обучающая и помогающая людям создавать собственный маленький или домашний бизнес с нуля. На сольного бизнесмена там никто не посмеет наехать, вымогая взятку или откат, когда его работа начинает приносить достаточно заметные доходы. Поэтому сольный бизнесмен не просто способен обеспечить себя и свою семью, но в случае некоторой удачи и упорства вполне может стать миллионером.

Кстати, в США зарегистрировано более 12 миллионов частных предприятий, тогда как в России их раз в 15 меньше. Сколько там фрилансеров, трудно сказать. Хотя любой фрилансер должен быть зарегистрирован как предприниматель и должен платить налоги со своих доходов. Подозреваю, что многие фрилансеры в России об этом вообще не задумываются. Поэтому услуги многих копирайтеров, чьи объявления вижу в интернете, предлагаются по смехотворным ценам. Впрочем, в данном случае цена по видимому отражает качество товара.

Иван Бубнов. Соло на бизнесе. Философия заядлого фрилансера. — М.: Гаятри, 2008. — 160 с. — (Серия Ноу-Хау).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Batman Apollo появился в полнолуние

  apetrochenkov 29 марта, 2013 Нынешняя полнолунная ночь ознаменовалась началом продаж нового романа культового писателя Виктор Пелевина «Бэ...