01.06.2016

Виктор Суворов. Аквариум


Когда лет пятнадцать назад (или даже больше) я впервые читал эту книгу, я всё свое внимание обращал прежде всего на обильный и увлекательный фактический материал об устройстве и работе советской разведки. Теперь, перечитывая вновь эту удивительно сильную книгу, я восхищался прежде всего не ее содержанием, а формой — тем, как вкусно все это написано и подано читателю. От книги буквально невозможно оторваться. Читается она легко и непринужденно, то что называется «на одном дыхании». И я убедился, что это прежде всего художественное произведение. Не в том смысле, что всё это выдумки, ложь и fiction, а в том, как такое обилие захватывающего фактического материала блестяще сервировано и подано читателю.

Виктор Суворов написал все-таки не роман, а скорее версию автобиографии. Точнее, положил в основу книги свою отнюдь не рядовую биографию, но сильно ее переработал. «Аквариумом» в прошлом называли стеклянное здание ГРУ на Хорошевском шоссе в Москве на краю Ходынского поля. А книга «Аквариум» рассказывает об устройстве и методах работы ГРУ. Это единственная в своем роде книга об одной из самых могущественных и самых закрытых разведывательных организаций в мире. Одновременно это жесткий рассказ о том, как была устроена советская тоталитарная система, основанная на жажде власти и перемалывающая человеческие судьбы. Ну и наконец, «Аквариум» — это трагическая история человека, прошедшего сквозь эту бесчеловечную систему и сумевшему вырваться из нее живым.

«Перерабатывая для романа «Аквариум» собственную биографию, я совершенно сознательно работал «на понижение» и внимательно следил за тем, чтобы никаких прямых совпадений в деталях биографий главного героя романа Виктора Суворова и автора романа Владимира Резуна не было. «Аквариум» — не обо мне, а о том, как работает советская военная разведка от батальона и выше, до самых важных резидентур. Если бы я назвал подлинные имена, места, даты и детали реальных событий и операций, это было бы подлостью по отношению к моим товарищам, сослуживцам и командирам. Потому я сместил действие романа во времени и пространстве, изменил имена и обстоятельства, чтобы невозможно было вычислить ни меня, ни моих коллег, ни нашу иностранную агентуру», — говорит Виктор Суворов.

Однажды мне довелось поговорить с Виктором Суворовым по скайпу. Он живет в Бристоле, в Англии, и никогда не был в современной России. Он сказал мне, что не выдал западным спецслужбам никого из своих коллег, никто не был пойман или задержан, никто непосредственно из-за него не пострадал, хотя какие-то последствия у его коллег по ГРУ из-за знакомства с перебежчиком наверняка были. Тем не менее, ему известно, что многие поняли его поступок правильно, и он благодарен своим бывшим коллегам, оказывавшим поддержку его пожилым родителям, оставшимся в Советском Союзе.

Это новое, более приличное издание выпущено московским издательством «Добрая книга». Книга хорошо дополняет коллекцию других книг Виктора Суворова, выпускаемых этим уважаемым издательством. 

У Суворова живой, сочный язык. В том, что книга написана очень талантливо, легко убедиться, прочитав даже небольшой фрагмент. Восторг танковой атаки Виктор Суворов описывает так ярко, зримо и убедительно, как мне не доводилось читать в какой-либо другой военной литературе.


Виктор Суворов. Аквариум. — М.: Добрая книга, 2016. — 448 с. — Тираж 4000 экз. — Твердый переплет. — Возрастные ограничения 16+.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Batman Apollo появился в полнолуние

  apetrochenkov 29 марта, 2013 Нынешняя полнолунная ночь ознаменовалась началом продаж нового романа культового писателя Виктор Пелевина «Бэ...