26.07.2012

Александр Терехов. Бабаев

Александр Терехов появился на горизонте современной литературы несколько лет назад, когда вышел его роман «Каменный мост», вызвавший, как мне представляется, неприятие и отвержение многих критиков, обвинявших автора чуть ли не в графомании, хотя роман был выдвинут на премию «Большая книга».

На мой взгляд, этот роман очень важен и весьма интересен. Его любопытно изучать и читать, наслаждаясь вязкой, но очень привлекательной манерой письма Терехова. Кстати, в июне нынешнего года Терехов стал победителем премии «Национальный бестселлер» («Нацбест») за 2011 год и обладателем приза в 250 тысяч рублей стал за новый роман из жизни столичных чиновников «Немцы».


Как выяснилось, Терехов писал прозу и раньше этих прославивших его романов, хотя ранее оставался почти незамеченным. В 2003 году в журнале «Знамя» вышел его роман «Бабаев», который мне только теперь довелось прочитать с большим интересом. Вот ссылка на журнал: http://magazines.russ.ru:81/znamia/2003/1/tereh.html

Качество текста в романах Александра Терехова очень высокое, а стиль письма настолько характерен, что узнавание наступает почти мгновенно, и спутать его с другими прозаиками невозможно, словно слышишь игру знакомого джазового музыканта. Читаешь роман «Бабаев» и вновь погружаешься в безбрежные просторы романа «Каменный мост», хотя тема романа «Бабаев» совсем иная.

Как указывает автор в подзаголовке, это «Воспоминания бывшего студента Московского Университета», а именно факультета журналистики МГУ. Однако это не просто дневник или воспоминания студента, а довольно тонкие и глубокие размышления о жизни. И о смерти. Конечно, даже самым убедительным описанием свинцовых мерзостей жизни в русской литературе никого особенно не удивишь. Но я почему-то не мог спать, читая этот роман. Снились кошмары. Донимали размышления о смерти, вызванные размышлениями о смерти Бабаева. Но донимали размышления не о собственной смерти, а о неизбежности смерти близких.

В романе действуют реальные персонажи. Главный герой Эдуард Григорьевич Бабаев (1927-1995) литературовед, профессор, преподаватель журфака МГУ, поэт. Его судьбе посвящено это произведение, произведшее на меня столь сильное впечатление. Встречаются в романе такие персонажи, с которыми мне довелось быть знакомым лично. Например, Владимир Владимирович Шахиджанян. Как раз в том самом 1995 году, вокруг которого обращаются трагические события романа, благодаря участию и рекомендации Шахиджаняна меня пригласили переехать в Москву, чтобы поступить в редакции издательства «Компьютерра». Я даже бывал у Шахиджаняна в гостях в Сокольниках. Да и с деканом журфака Ясеном Засурским мне доводилось общаться. На журфаке также училась и защищала диссертацию моя дочь. Так что Терехов описывает очень знакомые места в Москве.

А сегодня я зашел в книжный магазин «Циолковский» в здании Политехнического музея и купил роман Терехова «Немцы». Уже предвкушаю удовольствие!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Batman Apollo появился в полнолуние

  apetrochenkov 29 марта, 2013 Нынешняя полнолунная ночь ознаменовалась началом продаж нового романа культового писателя Виктор Пелевина «Бэ...