30.12.2012

Александр Кан. Курехин. Шкипер о Капитане


Автор этой книги Александр Кан — эксперт в области новой музыки, музыкальный критик, продюсер, ныне сотрудник Би-би-си. Для меня он просто Алик, так как мы старые друзья с тех давних пор конца 1970-х и начала 1980-х, когда я частенько наведывался в Питер из Смоленска, чтобы послушать авангардную музыку и пообщаться с музыкантами, ставшими персонажами этой книги. Во время таких наездов мне доводилось останавливаться у Алика Кана и у Сергея Курехина, бывать в гостях у Ефима Барбана, присутствовать на многих концертах и репетициях разных музыкантов, рок-групп и джазовых ансамблей.

Могу подтвердить: в книге Кана все передано точно и гораздо более полно и подробно, чем память позволяет мне видеть при низком разрешении памяти, на десятилетия удаленной от событий тех лет. Одним из самых ярких воспоминаний, оживших в памяти благодаря этой книге, остается КСМ — «Клуб современной музыки» в ДК им. Ленсовета, средоточие самых смелых и необычных музыкальных новаций в тогдашнем СССР, который создал и которым руководил Алик Кан от его начала до ликвидации в 1982 году перепуганными партначальниками. А одним из самых ярких активистов КСМ был Сергей Курёхин.
В книге дается широкая панорама советской и российской музыкальной тусовки переходного периода, в центре которой оказывается невероятно творчески пролиферативная личность Сергея Курёхина. Это был настоящий вулкан идей, суждений, пророчеств и новаций. Он ведь был известен не только как выдающийся импровизатор и джазовый пианист, но и как создатель многочисленных и неповторимых представлений под общим брендом «Поп-механика». При этом все «Поп-мехи» были разные как по составу участников, так и по содержанию. Надо была огромная творческая смелость и энергия, чтобы придумывать и осуществлять такие спектакли или шоу.

Многие описываемые в книге (особенно в ее первой половине) события и люди мне лично хорошо знакомы. Мне довелось видеть и слышать некоторые выступления Сергея Курёхина не только в Питере, но и в Ярославле, Риге и Москве, хотя более поздний период творчества Курёхина со второй половины 1980-х мне знаком намного меньше. Моя жизнь тогда изменилась, я реже мог бывать в Питере. Когда в 1987 году я был в Питере, мы в последний раз целый день провели с Сергеем вдвоем в разговорах, о которых сегодня я уже мало что помню. Кто мог знать, что когда-то энтузиасты станут по крохам собирать информацию о Сергее, писать о нем книги, досконально составлять списки участников всех «Поп-механик» и дискографию его произведений? Подобный академизм в наших отношениях казался тогда совершенно немыслимым и нелепым. Поэтому сохранилось мало документов.

Я помогал Сергею переправлять бобины с пленками записей его музыки за границу. В Лондоне на Leo Records выходили пластики с записями его игры соло, с Борисом Гребенщиковым, Владимиром Чекасиным и другими музыкантами. И хотя мы виделись с Сергеем и позже, но больше таких обстоятельных разговоров у нас уже не было. Журналистское чутье в 1987 году меня подвело, и я не воспользовался случаем, чтобы взять у Сергея новое интервью. Хорошо запомнилось высказывание Сергея по поводу некролога немецкого авангардиста Йозефа Бойса в парижском журнале «А-Я», которому принадлежит утверждение, что главным искусством является экономика. А в июле 1996 года, как раз после напряжения второго тура ельцинских выборов, мне вдруг стало известно, что Сергей умер.

Критики до сих пор пытаются осмыслить и объяснить, кто же такой был Сергей Курёхин и в чем состоял его уникальный художественный феномен. Несомненно, он был сильным джазовым музыкантом. Композитором и импровизатором. Но не только! Грандиозные сценические постановки его «Поп-механик» были не столько музыкальным явлением, сколько постмодернистскими перформансами в духе акционизма. Как Алик Кан пишет в своей книге, даже свою скандально известную провокацию «Ленин — гриб», устроенную в телепередаче «Тихий дом» Сергея Шолохова, Курёхин называл «Поп-механикой». Полагаю, что критик Артемий Троицкий не далек от истины, утверждая, что постановочное и дирижерское творчество позднего Курёхина ближе всего к деятельности полковника Каддафи и Pussy Riot. У меня такое же ощущение и понимание позднего Курехина, включая и его участие в НБП и политические акции с участием Эдуарда Лимонова и Александра Дугина. Сергей Курёхин действительно искал пути наибольшего эмоционального эффекта самыми безумными средствами, как то завещал Бойс. При этом Сергей орудовал такими пластами, которые к музыке имели все меньшее отношение, зато по масштабам и эффекту становились неотличимы от политики.

В книге маловато сведений именно о таком аспекте поздней деятельности Курехина — вне сцены, хотя в конце есть небольшая глава о политике. Я понимаю, с какими трудностями столкнулся Алик, когда ему пришлось объяснять читателю, почему художник-провокатор, прокламирующий идеи русского фашизма все же остается художником, провокатором, а не фашистом. Увы, о сотрудничестве Курехина с правительством Собчака (и стоявшего в его тени Путина) не сказано практически ничего. Можно найти и другие детали, о которых автор мог бы сообщить нам больше. Например, о причинах трений Курехина с Борисом Гребенщиковым и др.

Зато я с огромным интересом прочитал интервью Сергея Курехина, которое Александр Кан опубликовал в американском джазовом журнале Cadance в феврале 1983 года. Интервью большое и насыщенное откровениями. Алику удалось разговорить Сергея и взять у него такое обширное и содержательное интервью в ноябре 1982 года. Это было первое интервью Сергея Курехина, опубликованное в западной прессе. А буквально через месяц появилось мое интервью, которое я взял у Сергея еще осенью 1981 года. Оно было опубликовано в Нью-Йорке в журнале Jazz Forum в марте 1983 года. О том, кто переводил мое интервью и как оно попало в Jazz Forum я могу только догадываться. А о его выходе мне сообщил Сергей Курехин. Кстати, в отличие от интервью Алика Кана, мое интервью было выдержано в духе присущего Курёхину «стёба», поэтому по-настоящему содержательных откровений в нем было немного. Стоит напомнить, что эти наши интервью вышли в самом апофеозе пост-брежневского застоя.

Хочется поздравить Алика Кана с книгой «Курехин. Шкипер о Капитане». Она явно удалась. Книгу будут внимательно читать все, кому интересно творчество Курёхина. Новая книга определенно глубже, интереснее и богаче историческими деталями, чем весьма достойная предыдущая «Пока не начался jazz». Объясняется это еще и тем, что местами автор без ложной скромности вписывает собственную фигуру в происходящие события, поясняя свою роль (немалую!) в происходивших тогда необычных событиях. Получился добротный мемуар, имеющий также немалую просветительскую ценность для тех, кто хочет понимать язык и смысл современного искусства. Ведь без Сергея Курёхина здесь точно не обошлось.

Александр Кан. Курехин. Шкипер о Капитане. — СПб.: Амфора, 2012. — 288 с. — Тираж 3000 экз. — (Серия: Дискография)




Александр Кан на презентации своей книги в магазине "Библио-Глобус" в Москве.

Презентация книги в Москве в магазине "Циолковский".

Лео Фейгин. All That Jazz. Автобиография в анекдотах

Стив Донахью. Зыбучие пески. Как пересечь пустыню перемен

Морис Ж. Дантек. Призрак джазмена на падающей станции "Мир"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Batman Apollo появился в полнолуние

  apetrochenkov 29 марта, 2013 Нынешняя полнолунная ночь ознаменовалась началом продаж нового романа культового писателя Виктор Пелевина «Бэ...