09.09.2012

Владимир Дараган. Игра на бирже

Сегодня я с удивлением обнаружил в книжном магазине ОЗОН.ру седьмое стереотипное издание книги Владимира Дарагана «Игра на бирже». Впервые я прочитал эту книгу на пляже в Турции летом 1998 года. Книгу я тогда поглотил буквально на одном дыхании, так как мне было страшно любопытно читать книгу отечественного автора об остро интересном мне предмете. Во время ваучерной приватизации, прислушавшись к советам Анатолия Чубайса, я накупил ваучеров и вложил их в акции приватизируемых предприятий, а потом, как Буратино из известной сказки, принялся ждать, когда же мои вложения дадут золотые всходы на Поле Чудес. Но проходили годы, а богатство почему-то так и не пёрло.

Должен добавить, что тогда было чрезвычайно мало толковой литературы о фондовом рынке. Попадались какие-то пропагандистские брошюрки и прочая дребедень о потенциальных выгодах приватизации, нередко обещавшие по две «Волги» за ваучер, и больше почти ничего. В то же время под ковром происходили какие-то умопомрачительные залоговые аукционы, а такие ребята, как Березовский, Ходорковский, Абрамович, Дерипаска и прочие приближенные к Кремлю тихонько становились олигархами. А что делать обычному человеку, у которого не было близких друзей в кремлевской администрации, понять было трудно. Но уже тогда возникало все более четкое осознание прискорбного факта, что уникальная по своим масштабам приватизация пронеслась мимо кармана.
Кстати, самой первой прочитанной мною книгой о фондовом рынке была классическая работа Льюиса Энджела и Брендана Бойда «Как покупать акции» (How to Buy Stocks, 1982). Эта книга впервые была переведена на русский в 1992 году, когда в России практически никто ничего не знал об этом, ибо ценных бумаг тогда не было никаких, даже ваучеров. Позже я узнал историю д-ра Александра Элдера: однажды он перегонял через всю Америку автомобиль своего приятеля, и в багажнике обнаружил эту книгу, которую прочитал, отдыхая в кемпингах по пути. Эта книга радикально изменила его судьбу: из психиатра д-р Элдер постепенно переквалифицировался в биржевого игрока, а позже стал автором ряда международных бестселлеров о биржевом трейдинге, начав с классической сегодня книги «Как играть и выигрывать на бирже». Но когда я читал книгу Владимира Дарагана «Игра на бирже», я еще не был знаком с книгой Элдера «Как играть и выигрывать на бирже», и наша первая встреча с Александром Элдером состоялась лишь через пару лет. Поэтому на средиземноморском пляже книгу Дарагана я поглощал с восторгом.

Пожалуй, сегодня эта книга Владимира Дарагана уже изрядно устарела, так как была написана в эпоху, когда интернет еще находился в зачаточном состоянии и многих современных интернет-технологий и возможностей просто не существовало. Поэтому стереотипно перепечатывать эту книгу снова едва ли стоило. Тем не менее, время от времени я заглядываю в эту книгу Дарагана, она стоит у меня на книжной полке, и я с интересом перечитываю некоторые ее главы. Подозреваю, автор не имел большого личного опыта работы на зарубежных биржах, но обладал четким математическим понимаем сути игры. А российские биржи, которых в середине 90-х была уже немыслимая туча, в то время еще почти не интересовались никому не нужными ценными бумагами, а занимались торговлей черт знает чем — даже недвижимостью! Про себя я решил, что книга Владимира Дарагана представляет собой добросовестную компиляцию зарубежных источников. Но на тогдашнем безрыбье «Игра на бирже» была очень кстати и воспринималась как настоящее откровение. Оказывается, однако, эта книга востребована до сих пор, если издательство выпускает ее седьмым изданием.

Поискал в интернете, что это за издательство такое — «ЛКИ», выпустившее новое издание книги. Выяснил, что компания располагается в соседнем здании со штаб-квартирой «Сбербанка» на ул. Вавилова. Похоже, что какое-то отпочкование от известного издательства научной литературы УРСС (http://www.urss.ru/), ранее выпускавшего предыдущие издания этой книги, так как сайт «ЛКИ» указывает именно этот. Генеральный директор Лю Го-Хва. Видимо, он большой поклонник русской словесности, культуры и православия, так как книги, выпускаемые этим издателем, представлены на православных сайтах. Видимо, очень порядочные и честные люди в этом издательстве, раз они печатают такие книжки. Впрочем, припоминаю, Владимир Дараган в своем блоге как-то высказывал сожаление, что эту его устаревшую книгу продолжают без разрешения автора печатать и продавать в России. Сам он давно живет преимущественно в США.

Полагаю, что книга устарела, но не так уж и безнадежно, хотя многие описываемые там факты действительно из другой эпохи. Многому там все еще можно научиться. Могу подтвердить, что моя дочка, живущая в Германии, в прошлом году попросила у меня почитать эту книгу, чтобы понять азы обращения с акциями. И хотя в этой книге автор преисполнен избыточным энтузиазмом и внушает читателю слишком много оптимизма (который в эпоху биржевых роботов, которых сегодня человеку обыграть проблематично, выглядит не очень убедительно). Все-таки, я полагаю, если не играть, не спекулировать, то инвестировать на фондовом рынке можно и нужно. И некоторые рекомендации по стратегии формирования и анализа портфеля я и сегодня использую постоянно, не задумываясь о том, что впервые прочитал о этом в книге Владимира Дарагана «Игра на бирже».

Между прочим, популярность книги сегодня трудно определить, учитывая только печатные тиражи. Книга Владимира Дарагана «Игра на бирже» в электронной форме давно представлена на многих сайтах в интернете. А если учесть, что все ее переиздания стереотипные, то ее без потерь можно взять, например, здесь: http://www.koob.ru/daragan/stock_market_game

Владимир Дараган. Игра на бирже. — М.: Издательство «ЛКИ», 2012. — 232 с.


Блог Владимира Дарагана: http://blogs.mail.ru/mail/vadaragan/
Сайт Владимира Дарагана: http://www.abricus.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Batman Apollo появился в полнолуние

  apetrochenkov 29 марта, 2013 Нынешняя полнолунная ночь ознаменовалась началом продаж нового романа культового писателя Виктор Пелевина «Бэ...