03.03.2006

Александр Петроченков и его книги

Открываю «Известия» и узнаю, что сегодня, оказывается, день писателя, который мировая общественность отмечает аж с 1986 года. То есть сегодня его отмечают уже в 20 раз! А в других СМИ об этом юбилее я что-то ничего такого не заметил. Видать, праздник еще не стал всенародным.Тем не менее, я поздравляю всех, кто имеет отношение к литературной и писательской деятельности!

Праздник этот довольно курьезный, так как не вполне понятно, почему отмечается день писателя, но не отмечается день читателя? Чего стоит писатель без преданного читателя?

И вообще, кто такой писатель? Хотя я автор уже более трех десятков книг, к числу писателей я, видимо, не отношусь, ибо не пишу детективы, готику, эротику, триллеры, фантастику, не раскрываю закулисных тайн воротил бизнеса или жителей Рублевского шоссе. Я пишу какую-то ерунду о компьютерах и программах, о пиве и английском языке, но ничего не выдумываю, а пишу только то, что считаю истиной. То есть я автор non-fiction, но не писатель в традиционном смысле слова. В русском языке нет даже подходящего аналога для этого понятия, хотя минимум две трети книг в любом магазине — это именно non-fiction.

Недавно мне дали понять, что я не писатель. В интернет-магазине Bolero.ru, где продаются некоторые мои книги, есть автоматически генерируемый рейтинг продаж. Откройте любой товар в этом магазине и вы найдете строчку с цифрой рейтинга продаж: чем цифра меньше, тем лучше продается товар.

Так вот, у моего словаря «2000 наиболее употребительных слов английского языка» рейтинг постоянно улучшается: на прошлой неделе он уже достиг 57. А на Bolero.ru помимо 100 тысяч наименований книг продается много чего еще — музыка, DVD, игрушки, фотоаппараты… Мне кажется, что рейтинг 57 среди Хитов продаж выглядит совсем неплохо. Это значит, что читатели голосуют рублем. И правильно делают: это уже пятое издание моего словаря на русском языке. Да и другие мои учебные пособия по английскому языку недалеко отстают.

Но когда вы нажимаете кнопку Бестселлеры, моих книг там почему-то нет. Я позвонил в магазин Bolero.ru, и мне как-то невнятно объяснили, что в список бестселлеров они почему-то помещают только художественную литературу. Хотя среди бестселлеров есть и такая «художественная литература», как сочинения Фоменко и Носовского.


Так получилось, что как раз сегодня я получил на почте пакет из Таллина, в котором прибыли авторские экземпляры двух моих книг, только что переведенных на эстонский язык и изданных эстонским издательством ERSEN. Это «2000 наиболее употребительных слов английского языка» и «400 неправильных глаголов английского языка». Увы, я знаю только несколько эстонских  слов (у меня в псковской школе учителем географии был пожилой эстонец, и в памяти случайно застряло несколько эстонских слов), поэтому я не могу судить о качестве перевода. Тем не менее, я благодарю за труд переводчиков Anne  Kull и Marika Lever. Напечатаны обе книги издательством ERSEN очень красиво и солидно, их приятно взять в руки. Молодцы эстонцы! Настоящее европейское качество.

Я заглянул через Интернет в магазин литературы на эстонском языке и удивился богатому выбору книг. Не забывайте, что Эстония совсем небольшой государство — там численность населения раз в десять меньше, чем в одной только Москве. Поэтому книжный бизнес в Эстонии наверняка намного более сложный и рискованный, чем в России. Богатый выбор книг на эстонском языке говорит о том, что эстонцы любят читать ничуть не меньше, чем в России.

А может быть нам уже пора распрощаться с советским мифом, будто у нас самая читающая страна в мире? Да, многие пассажиры метро читают что-то дешевое и одноразовое, чтобы убить время. Однако тиражи серьезной литературы в России в последние годы просто смехотворно малы. И если бы не бум книг о Гарри Потере, можно было бы опасаться, что молодое поколение вообще разучится читать. Так что господам писателям есть, о чем задуматься, прежде чем ликовать по случаю профессионального праздника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Эрнест Хемингуэй. Сегодня пятница (Today is Friday, 1927)

      СЕГОДНЯ ПЯТНИЦА Трое римских солдат в винном погребке в одиннадцать часов вечера. Вдоль стен бочки с вином. За деревянной стойкой Каба...